|
Симптомы
|
Первый шаг помощи
|
|
Возраст 3-7 лет
|
1
|
Беспомощность и пассивность
|
Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, пищи, возможности играть и/или рисовать.
|
2
|
Генерализированный страх
|
Восстановление защиты со стороны взрослых
|
3
|
Познавательные трудности (ребенок не понял, что угроза исчезла)
|
Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий
|
4
|
Трудности распознавания собственных беспокойств
|
Знакомство с эмоциональными названиями общих реакций.
|
5
|
Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы
|
Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чувства по отдельности)
|
6
|
Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме
|
Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, ящика для игрушек…)
|
7
|
Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно – в темноте)
|
Поощрение рассказов о них родителям и воспитателям.
|
8
|
Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей)
|
Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада /школы).
|
9
|
Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь)
|
Переносимость взрослых к этим временным проявлениям.
|
10
|
Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти»; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть.
|
Объяснения физической реальности смерти.
|
|
Симптомы
|
Первый шаг помощи
|
|
Возраст 8-11 лет
|
1
|
Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной
|
Помощь в выражении скрытых переживаний событий
|
2
|
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве
|
Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог предупреждении их генерализации.
|
3
|
Пересказы и проигрывания событий (травматические игры); познавательные искажения и обсессивная детализация.
|
Разрешение говорить и играть; разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций.
|
4
|
Страх быть подавленным своими переживаниями
|
Стимуляция выражения страха, гнева, печали и т.д., в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием
|
5
|
Нарушения концентрации и обучения
|
Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства мешают учебе
|
6
|
Нарушение сна (плохие сны, страх спать одному)
|
Поддержка в рассказах о снах, объяснения – почему бывают плохие сны
|
7
|
Забота о своей и других безопасности
|
Помочь поделиться беспокойством, успокоить реалистической информацией
|
8
|
Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм)
|
Помощь в совладании с переживаниями с аппеляцией к самоконтролю (например, сказав: «Наверное, это тяжело – чувствовать себя таким сердитым»)
|
9
|
Соматические жалобы
|
Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения
|
10
|
Пристальное внимание к реакциям и выздоровлению родителей, страх расстроить родителей своими тревогами
|
Предложение встреч с детьми и родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям – что они чувствуют
|
11
|
Забота о других жертвах и их семьях
|
Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших
|
12
|
Страх и чувство изменчивости, вызванными собственными реакциями горя; страх призраков
|
Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, что он делал в трудный момент
|
|
|
|
|
Симптомы
|
Первый шаг помощи
|
|
Подростковый возраст
|
1
|
Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)
|
Побуждение к обсуждению события; связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно
|
2
|
Тревожное осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций; страх казаться ненормальным
|
Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников
|
3
|
Посттравматические срывы (например, использование наркотиков, алкоголя, делинквентное поведение, сексуальные загулы)
|
Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции на событие и заглушить гнев
|
4
|
Опасные для жизни правила; саморазрушающее или виктимное поведение
|
Обращение к побуждениям к такому поведению с острыми последствиями; увязывание их с импульсивностью, ведущей к агрессии
|
5
|
Резкие изменения в межличностных отношениях
|
Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей
|
6
|
Желания и планы мести
|
Выслушать имеющиеся планы; обратиться к реальным последствиям их исполнения; поощрять конструктивные альтернативы, способные уменьшить чувство посттравматической беспомощности
|
7
|
Радикальные изменения жизненных установок, влияющие на формирование идентичности
|
Связь установки изменений с влиянием травмы
|
8
|
Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (например, уход из школы или брак, или нежелание жить в доме)
|
Поощрение отсроченных реакций, чтобы дать время на осмысление своих реакций на травму и переживания горя
|
|
|
|
|
|