ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ МБУ ППМСЦ

Аксайского района за 2015-2016 учебный год

 

В 2015 - 2016 учебном году деятельность Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района (ППМСЦ АР) была направлена на достижение поставленных задач:

  • приведение в соответствие с требованиями закона «Об образовании» нормативно-правовой документации учреждения;
  • организацию работы служб ППМСЦ АР в соответствии с новыми  требованиями;

- своевременное комплектование коррекционных групп и выполнение учебного плана;

-  активизацию просветительской  работы с родителями.

В работе с детьми ППМСЦ АР руководствуется Законом РФ «Об образовании», методическими письмами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ, Уставом ППМСЦ АР, административным регламентом, внутренними приказами и локальными актами, должностными инструкциями, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Главным условием для решения поставленных задач является осуществление индивидуального подхода к каждому обратившемуся, а также включение ребёнка на каждом занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей.

Управление ППМСЦ АР осуществляется в соответствии с действующим законодательством, уставом и соответствующими положениями. Административное управление деятельности осуществляет директор, заместитель директора по УВР. Объект управления – весь коллектив. 

Педагогический коллектив ППМСЦ АР составляет 8 человек, из них: педагогов – психологов – 3 чел., учителей – логопедов – 3 чел., учителей – дефектологов – 2 чел..

Всего за отчётный период в ППМСЦ АР  за помощью обратилось 2371 человек, что на 501  человек меньше, чем в прошлом учебном году. Количество обратившихся соответствует 2013-2014 учебному году. Снижение произошло из-за уменьшения запроса на диагностику в ОУ и ДОУ. Работа осуществлялась по направлениям: диагностическое,  консультативное, коррекционно-развивающее, организационно-методическое и контрольно - аналитическое.

Диагностическое направление реализовывалось проведением логопедической, психологической, педагогической диагностик и комплексной диагностики в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии Аксайского района (ПМПК).

В 2015-2016 учебном году в ППМСЦ АР диагностическое обследование прошли 926   детей и подростков, 14 родителей, 26 кандидатов в принимающие родители, 337 человек прошли комплексное обследование ПМПК, всего 1303 человека, что на 649 человек (33%) меньше  показателей 2014-2015учебного года. Значительное уменьшение количества детей, прошедших обследование, объясняется снижением плановой педагогической диагностики уровня усвоения программного материала учащихся 1,3 классов в образовательных организациях. Одновременно наблюдается увеличение в два раза количества родителей, прошедших обследование.

Дефектологической службой  обследовано 408 человек (31,3 % от общего количества), что на 689 человек меньше прошлогодних показателей. Значительно уменьшился запрос ОО на групповую диагностику обучающихся  (только запрос МБОУ гимназии № 3 г. Аксая).

Направления  диагностических обследований остались без изменений: уровень усвоения программного материала (352 чел.), уровень готовности к школьному обучению (36 чел.), уровень знаний об окружающем мире (20 чел.). При диагностике уровня усвоения программного материала преобладала групповая форма диагностики, в остальных случаях диагностика проводилась в индивидуальном режиме.

Логопедической службой  проведена диагностика 187  человек (14,3% от общего количества), что на 45 человек больше прошлогодних показателей.  Проводилась диагностика речевого развития  в МБДОУ Аксайского района: №8 «Малыш» п. Октябрьский, №9 «Колосок» ст. Грушевская, №12 «Василёк» п. Рассвет.

Психологическая диагностика в отчётном учебном году осуществлялась специалистами по следующим направлениям: эмоциональное состояние (9 чел.),  уровень развития дошкольников (72 чел.), психическое развитие детей школьного возраста (203 чел.), профессиональная ориентация (27 чел.),  детско – родительские отношения (8 чел.), диагностика принимающих семей (41 чел.). Так же было проведено 11 обследований по запросу суда и отдела опеки и попечительства УО ААР, по результатам выданы заключения. 

Всего специалистами психологической службы  продиагностирован 371 чел. (28,5% от общего количества), из них 331 ребёнок и 40 родителей. Это на 18 человек больше 2014-2015 учебного года. Отмечается незначительный рост диагностики не только детей, но и родителей. Следует отметить, что в отчетном году  педагоги – психологи  ППМСЦ АР продолжили  сотрудничество с ОО, в которых отсутствуют ставки педагогов – психологов: МБОУ Островская СОШ, МБОУ Старочеркасская СОШ, МБОУ Дивненская СОШ.

В рамках ПМПК комплексное обследование прошли 337 человек (25,9% от общего количества), что на 23 человека меньше 2014-2015 уч. года.

По результатам обследования педагогические работники ОО, родители (законные представители)  получили подробный  анализ результатов диагностики, заключение и рекомендации специалистов, по необходимости назначались   консультации и коррекционные занятия. Работой специалистов в этом направлении заказчики удовлетворены.

В целом, диагностическая работа специалистами ППМСЦ АР  осуществлялась в соответствии с планом и профилем учреждения, использовался сертифицированный диагностический инструментарий. Следует отметить укрепление интереса к взаимодействию специалистов ППМСЦ АР, МБОУ и родителей. Для увеличения эффективности диагностической работы следует развивать обратную связь с МБДОУ и ОО района.

Консультативная работа специалистами ППМСЦ АР проводилась в соответствии с запросами и графиком консультаций.

Анализ статистических данных за 2015-2016 уч. год показывает, что всего за отчётный период проконсультировано  841  человек, что на 79 чел. меньше прошлогодних показателей.  Из них, детей и подростков – 125 человек (14,9% от общего количества), что на 39 человек меньше прошлогодних данных; родителей обратившихся детей  и кандидатов в принимающие семьи – 716 чел. (на 42 чел. меньше). Снижение количества наблюдается третий год.

Проведено 2249 консультаций. Количество консультаций уменьшилось (на 353).  Для детей проведено 514  консультаций, что на 233  консультации меньше показателей прошлого учебного года. Снижение количества консультаций для детей наблюдается третий год. Для родителей проведено 1735 консультаций. Наблюдается незначительное  снижение консультаций для взрослых (на 120 меньше). Консультативная деятельность по направлениям представлена в таблице:

Из диаграмм видно, что количество людей, консультируемых логопедической службой, незначительно возрастает, как и количество консультаций. Это объясняется увеличением нагрузки учителя – логопеда Остапенко В.Н. с 0,5 ставки до 1 ставки. Незначительный рост педагогических консультаций также объясним введением 0,5 ставки учителя – дефектолога Довгаль Т.В. Снижение же количества психологических консультаций объясняется уменьшением нагрузки Лушпаевой О.Н. (0,5 ставки).

  В отчётный период работа с правонарушителями и детьми суицидального риска не велась в связи с отсутствием запроса.

Качество и эффективность консультаций сохранились на достаточно высоком уровне. Жалоб со стороны обратившихся нет. Тематика консультаций прежняя. Это - нарушения поведения детей и подростков, нарушения взаимоотношений, нарушения детско-родительских отношений, эмоциональное состояние ребёнка, нарушения коммуникативных навыков,  нарушения психоречевого развития, неуспеваемость, определение образовательного маршрута, уровня готовности к школьному обучению.

Коррекционно – развивающее направление   реализовывалось посредством проведения индивидуально – групповых занятий с детьми в соответствии с учебным планом  и расписанием занятий.

Организация образовательного  процесса с учётом интересов и запросов обучающихся позволяет создать условия для более полного удовлетворения социального запроса на образовательные услуги, способствует решению  задачи повышения качества и эффективности образования, соответствует санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.

Учебный план отчётного периода был реализован в полном объёме.

В 2015-2016 уч. году индивидуальные занятия посещали 107 чел., что соответствует показателям прошлого учебного года.  

При разработке индивидуальных программ психолого – педагогической помощи  специалисты, работающие с ребёнком,  определяли проблему развития, направления коррекционной работы, сроки реализации программы, эффективность коррекционной работы, сопоставляя прогнозируемый и фактический результаты. Программы рассматривались на ППк и рекомендовались к реализации педагогическим советом ППМСЦ АР.

90 человек прошли обучение по дополнительным образовательным программам. Анализы эффективности используемых программ, представленные специалистами, показали  целесообразность использования данных программ в дальнейшей практической работе.

30 человек приняли участие в психологическом тренинге и круглом столе. Это тренинг для учащихся 9-11классов МБОУ Старочеркасской СОШ «Психологическая подготовка к итоговой аттестации» (13.04.2016г.), который провели  педагоги – психологи Ежов О.С., Лушпаева О.Н. и круглый стол для обучающихся МБОУ Старочеркасской СОШ «Профилактика немедицинского употребления ПАВ» (22.04.2016г.), проведённый  педагогами – психологами Ежовым О.С., Мельниковой Т.Н..

Таким образом, на групповые и индивидуальные занятия было  зачислено 197 человек, что ниже прошлогодних показателей на 26 человек. Из них 175 чел. (88,8%) успешно прошли обучение по предложенным программам и выпущены с положительной динамикой. Эти показатели на 18% выше прошлогодних. 52 человека  в течение года выбыли по желанию родителей или отчислены за непосещаемость, что составляет 11,2% от общего количества. У 18 человек занятия с учителем – логопедом продолжатся в следующем учебном году, т.к. программа рассчитана на два года обучения. Но положительная динамика у этих детей отмечается.

Сравнительные статистические данные коррекционно – развивающей работы за 2013-2014,  2014-2015 и 2015-2016 уч. годы по направлениям представлены в таблице:

Из таблицы видно, что у всех специалистов преобладающей остаётся групповая форма коррекционной работы. Однако у специалистов логопедической и дефектологической служб сохраняется достаточно большое количество  индивидуальной формы работы, что связано с тяжёлыми сочетанными нарушениями у обучающихся.

Следует отметить, что в 2015 – 2016 уч. году, как и в предыдущие годы, педагогами – психологами не в полном объеме реализуются электронные профилактические программы.  Однако хочется отметить активное использование  специального оборудования в работе с детьми с ОВЗ.

Организационно – методическое направление работы.

 В настоящее время высшую квалификационную категорию имеют 4 специалиста, первую квалификационную категорию 2 специалиста, без категории   1  специалист.

Специалисты ППМСЦ АР регулярно повышают свой профессиональный уровень.  Лавренова Т.Н. прошла профессиональную переподготовку по программе «Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (2015г.). Ежов О.С. также прошёл профессиональную переподготовку по программе «Педагогика и психология» (2016г.).   

3.03.2016г.,12.05.2016г. педагоги – психологи Ежов О.С. и Лушпаева О.Н. посетили семинар и приняли участие в учениях МЧС по взаимодействию психологических служб ОО и ЧС при оказании экстренной психологической помощи.

26.11.2015г. логопедической службой Аксайского района был организован и проведён областной семинар - практикум «Современные практики логопедического сопровождения в условиях инклюзивного образования и реализации ФГОС дошкольного образования, начального общего образования».

Специалисты ППМСЦ АР  приняли участие в следующих  конференциях и семинарах всероссийского и областного уровней:

- международный образовательный форум «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» ЮФУ (20-22.10 2016г.) Панасенко Л.А.;

- всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование деятельности  ПМПК в повестке актуальной образовательной политики» г. Москва (11-12.07.2016г.) Панасенко Л.А.;

- областной семинар «Организация психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (20.04.2016г.) Панасенко Л.А., Лавренова Т.Н.;

- областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологического сопровождения развития личности в инновационном образовании» (27.10.205г.) Панасенко Л.А.;

- областной семинар «Работа с детьми с РДА» (октябрь 2015г.) Лавренова Т.Н.;

- областной семинар «Эффективное использование образовательной среды в обучении и коррекционной работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ» г. Волгодонск (10.03.2016г.) Панасенко Л.А.;

- областной семинар «Восстановительная медиация: технологии межведомственного взаимодействия» (08.04.2016г.) Ежов О.С.;

- областной семинар «Требования, структура и технология разработки рабочей программы логопеда в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НО» (26.11.2015г.) Зинченко Е.А.;

- областной семинар «Пути оптимизации коррекции звукопроизношения у детей с разными формами дизартрии» (16,17. 01.2016г.) Остапенко В.Н.;

- областной семинар «Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста» (24, 25.10. 2015г.) Остапенко В.Н.;

- региональное методическое объединение руководителей РМО учителей – логопедов (март 2016г.) Зинченко Е.А.;

- обучающий семинар «Организационно-методическое сопровождение деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ростов-на-Дону (21-22.06.2016г.) Панасенко Л.А., Дорогань Е.А.

В отчётный период подготовлены и проведены районные семинары:

- круглый стол « Структура АООП» (27 апреля 2016г.; 14 чел.) учитель – дефектолог Лавренова Т.Н.;

- совместно с Ресурсным центром инклюзивного образования Ростовской области  семинар для учителей  ОО АР по проблеме  «Организация и содержание психолого – педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ОО» (19 ноября 2015г.; 16 чел.) учитель – дефектолог Лавренова Т.Н.;

- совместно с Ресурсным центром инклюзивного образования Ростовской области семинар для воспитателей ДОУ АР«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» (19 ноября 2015г., 22 чел.) учитель – дефектолог Лавренова Т.Н.; 

- установочный семинар для председателей ПМПк  (5 мая 2016г.; 26чел.) председатель ПМПК Панасенко Л.А., учитель – дефектолог Лавренова Т.Н.;

- совместно с отделом опеки и попечительства УО ААР  тренинг на сплочение семьи в семейном детском доме Сорокиных (7.09.2015г., 12 чел.) педагог – психолог Ежов О.С.;

- семинар-совещание по теме: «Организация работы руководителя службы примирения в образовательной организации » (20.04.2016г.) педагог – психолог Ежов О.С.;

         Подготовлены заседания секций педагогов-психологов, учителей – логопедов и учителей КРО на августовской педагогической конференции – Ежов О.С., Зинченко Е.А., Лавренова Т.Н.

Осуществлялось методическое сопровождение психологической, логопедической и   коррекционно – развивающей служб района.

Продолжили работу РМО педагогов – психологов, РМО учителей – логопедов,  деятельность которых осуществлялась в соответствии с планами.

Работа РМО педагогов-психологов была направлена  на повышение и развитие профессионального мастерства педагогов – психологов, обмен профессиональным опытом, обогащение новыми профессиональными знаниями.  В течение учебного года педагоги – психологи ОО рассмотрели следующие темы: «Ребёнок с особыми образовательными потребностями: психологическое сопровождение», «Консультативная практика как элемент психологического сопровождения субъектов образовательного процесса», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с СДВГ». Заседания РМО проводились в формах: открытое занятие, дискуссия, круглый стол, обзор психологической литературы, на встречах использовались элементы тренинга.

Работа РМО учителей – логопедов была направлена на  организацию взаимодействия специалистов медико – педагогической помощи в коррекционном процессе, систематизацию нормативно – правовой базы деятельности учителей – логопедов Аксайского района, повышение квалификации учителей - логопедов.

Запланированная районными методическими объединениями работа была выполнена в полном объёме. Подробнее  смотри в анализах работы РМО.

В соответствии с планами была организована работа 2 районных творческих групп:

1. Творческая группа заместителей директоров по УВР  по проблеме:  «Адаптированная основная образовательная программа НОО при переходе на СФГОС». Руководитель – Лавренова Т.Н.

2. Творческая группа педагогических работников системы  коррекционно – развивающего обучения по проблеме:  «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ». Руководитель – Лавренова Т.Н.

Творческие группы не завершили свою работу.

Обсуждение промежуточного результата и планирование дальнейшей работы планируется провести на Августовской конференции. Подробнее смотри отчёты творческих групп.

В декабре 2015 года проведён районный творческий конкурс «Прояви себя» для детей с ОВЗ. Конкурс организован и проведён на высоком уровне. На конкурс было представлено 53 работы  из 14 ОО. Победителями и призерами конкурса признано 42 человека и 2 коллектива  из следующих ОО:  МБОУ Ленинской СОШ, МБОУ Октябрьской  СОШ, МБОУ гимназии №3 г. Аксая, МБОУ СОШ №7 п. Реконструктор, МБОУ СОШ №2 г. Аксая, МБОУ Верхнеподпольненская СОШ, МБОУ Рассветовская СОШ,  МБОУ СОШ №1 г. Аксая, МБОУ Истоминская СОШ, МБУ  ДО  ЦТДМ АР, ГКОУ РО Грушевская специальная школа – интернат, МБДОУ «Ручеёк» г. Аксая, МБДОУ « Теремок» г. Аксая, МБДОУ «Улыбка». По итогам конкурса детям вручены грамоты и памятные подарки.

Районный Конкурс знаний среди детей, обучающихся по АОП для детей с ЗПР в этом году не проводился, так как интерес к нему стабильно снижается.  Вместо него был организован и проведён конкурс « Мой проект». На конкурс было представлено 4 работы из МБОУ СОШ №1 г. Аксайского района, МБОУ Ленинской СОШ, ГКОУ РО «Грушевская специальная школа – интернат», МБОУ Старочеркасской СОШ. По итогам конкурса были вручены призы и грамоты. Конкурс вызвал интерес у учителей, однако поступило предложение изменить сроки проведения.

Продолжила работу Школа принимающего родителя. По программе прошли обучение 40 человек. 

Регулярно проводились заседания педагогического совета ППМСЦ АР, на которых обсуждались вопросы профессиональной этики педагога, организации образовательного процесса с детьми со сложной структурой дефекта, представлен отчёт по использованию коррекционного оборудования в работе с детьми (смотри протоколы) и др.

Организовано проведение районного конкурса «Учитель года-2016» в  номинации педагог-психолог; победителем конкурса стал педагог – психолог МБОУ Лицея №1 г. Аксая Довгаль Т.В.

Победителем муниципального фестиваля презентаций «Инновационный продукт в контексте современных требований ФГОС» является рабочая программа, разработанная районной творческой группой педагогов – психологов, тьютером которой являлась Лушпаева О.Н..

Учителем – логопедом Зинченко Е.А. подготовлена статья «Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи» в методический сборник Аксайского района (август 2016г.).  

Учитель – дефектолог Лавренова Т.Н. поддерживает  индивидуальный сайт в Социальной сети работников образования.

Систематически обновлялась информация на сайте и информационных стендах (1 раз в четверть и  при необходимости). 

Экспертно – аналитическая работа.

Проведена экспертиза экзаменационных материалов по АОП для детей с нарушением интеллекта (см. справку).

Лавренова Т.Н.  привлекалась в качестве представителя ТЭК при проведении итоговой аттестации выпускников 9-ых классов в форме ГВЭ.

Подготовлены аналитические материалы:

 «Анализ мониторинга предоставления адекватного обучения детей с ОВЗ» - Лавренова Т.Н.;

 «Анализ работы ПМПК в 2015 году» - Панасенко Л.А..

Проведен мониторинг адекватного обучения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК (см. анализ).

Подготовлены проекты приказов УО:

Об итогах работы психолого – медико – педагогической комиссии Аксайского района в 2015 году;

Об итогах мониторинга адекватного обучения детей с ОВЗ в 2015-2016 уч. году;

Об организации деятельности ПМПК Аксайского района по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2016 году;

О специальных классах (группах) для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций Аксайского района;

О проведении районного конкурса «Мой проект». Об итогах проведения конкурса «Мой проект»;

О проведении районного конкурса «Прояви себя». Об итогах проведения конкурса «Прояви себя».

Обновлены районные информационные банки:

- детей, нуждающихся в обучении по АООП и АОП  для детей с ОВЗ;

- детей, нуждающихся в обучении по АООП и АОП   для детей с УО;

- детей дошкольного возраста, нуждающихся в обучении по АООП и АОП;

- детей – инвалидов.

Оказана помощь ОО в организации интегрированного/инклюзивного обучения детей с ОВЗ, комплектовании  коррекционных классов.

Принималось участие в работе районной КДН и ЗП.

В рамках контрольно – аналитического направления проводились внутренние тематические проверки:

наполняемости коррекционных групп и загруженности специалистов по основным видам деятельности (17.10.2015г.) (см. справку);

ведения журналов индивидуально – групповых занятий – 11.12.2015г. (см. справку);

консультационной деятельности – 29.01.2016г. (см. справку);

ведения учётных документов специалистами МБУ ППМСЦ  – июнь 2016г. (см. справку).

Подготовлены отчетные материалы:

- мониторинг выполнения муниципального задания;

- информационные карты деятельности ППМСЦ АР за 1 п/г 2016г. и 2015/2016 уч. год;

- рейтинг деятельности методической службы ППМСЦ АР;

- мониторинг методической работы ППМСЦ АР.

В целом,  работу специалистов ПМСЦ АР в 2015-2016 учебном году можно считать удовлетворительной.

В рамках предоставления платных услуг реализовывалось 6 программ: - блок программ по подготовке детей к школьному обучению: Группа психологического развития, Предупреждение проявлений дислексии (нарушений чтения), Подготовка к обучению грамоте, Развитие элементарных математических представлений – 35 человек.

- репетиторство – 10 человек.

- индивидуальные программы подготовки к школе– 11 человек.

- индивидуальные программы развития – 2 человека.

-индивидуальные занятия по коррекции негрубых нарушений звукопроизношения – 5 чел.

По результатам работы с детьми блока подготовки к школе всем были выданы характеристики для ОО.

         Обратная связь с родителями показала, что 100% удовлетворены результатами работы с детьми. 

 

Директор МБУ ППМСЦ АР                           Л.А. Панасенко

 

Исполнитель: зам. директора по УВР Т.Н. Лавренова