ОТРЕНО                                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

Протокол педсовета                                                          Директор МБУ ППМСЦ АР

от_________ № _____                                                ______________ Л.А.Панасенко

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

муниципального бюджетного учреждения

«Центр психолого – педагогической, медицинской

и социальной помощи Аксайского района»

на 2016 – 2017 учебный год

 

г. Аксай

2016г.

 

  1. Пояснительная записка

 

Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качественного образования на основе его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция модернизации образования признает необходимость оказания дополнительной помощи  и поддержки детям с целью создания благоприятных условий для их развития, защиты прав в соответствии с  «Конвенцией о правах ребенка».

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и  компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,  творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку и его семье - психолого-педагогическое сопровождение, которые осуществляются в учреждениях  психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи. Без сопровождения в настоящее время трудно решать задачи образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, сохранить психическое и соматическое здоровье детей.

Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи Аксайского района» (далее Центр) является внутренним документом, определяющим содержание образовательной деятельности в Центре.

Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов детей, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

 

 

Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов:

  • Конвенции о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90
  • Конституции РФ
  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.;
  • Областного закона «Об образовании в Ростовской области» №26 - ЗС от 14.11.2013 г.;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29.08.2013 г.;
  • Устава муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи Аксайского района»;
  • Муниципального  задания муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи Аксайского района»;
  • ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • ФЗ от 21.12.1996 г. № 559-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Другие нормативные и законодательные акты РФ, Ростовской области.

 

Цель образовательной программы:

- обеспечение качественной реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ психолого-педагогической направленности.

 

Задачи программы:

1.   Определение особенностей организации и содержания образовательного процесса в Центре.

2. Создание условий для оказания помощи детям и подросткам, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи (с психолого-педагогическими проблемами, с проблемами в развитии и особыми образовательными потребностями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, совершившим правонарушения и преступления, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

3. Помощь семье и педагогам в создании наиболее благоприятных психолого-педагогических, медико-социальных условий обучения и воспитания.

4. Профилактика девиантного поведения детей и подростков, социальной дезадаптации.

Содержание программы определяют следующие принципы.

Принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей риска школьной дезадаптации подчёркивает обязательность обеспечения для детей риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками, не допускает снижения по отношению к этим детям образовательной планки, обусловленной стандартами образования предполагает равные со сверстниками перспективы в получении профессионального, среднего и высшего образования в соответствии со способностями.

Принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребёнка обращает внимание на важность выстраивания с учётом типических особенностей детей условий их жизни в ситуации школьного обучения (организационно – педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических, дидактических) как решающих факторов влияния на развитие и здоровье, профилактику и коррекцию имеющихся неблагополучий.

Принцип соблюдения интересов ребёнка  определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип системности  обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Принцип непрерывности  гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип вариативности  предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Принцип рекомендательного характера оказания помощи  обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 

Структура программы:

 

Образовательная программа состоит из следующих разделов: содержательный и организационный.

Содержательный раздел включает перечень дополнительных образовательных программ по оказанию психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи, реализуемых специалистами Центра, сроки их освоения (объем часов) и возраст детей. Организационный раздел описывает условия организации учебного процесса (материально-техническое, кадровое обеспечение), особенности организации образовательного процесса. Приложением к образовательной программе является учебный план, календарный учебный график, расписание занятий, рабочие программы, которые утверждаются ежегодно.

Изменения в образовательную программу вносятся решением педагогического совета Центра.

Образовательная программа рассчитана на детей в возрасте до 18 лет, граждан РФ, проживающих в Аксайском районе.

 

Показатели, характеризующие качество реализации образовательной программы:

 

- процент удовлетворенных качеством и доступностью реализации программ. Определяется анализом анкет, заполняемых родителями (законными представителями) ребенка, педагогами, детьми в возрасте от 14 лет.

- количество обоснованных жалоб. Определяется анализом жалоб родителей (законных представителей) ребенка, педагогов, детей в возрасте от 14 лет.

- количество нарушений законодательства, выявленных при проведении проверок. Определяется актами по результатам проверок.

 

Характеристика учреждения.

 

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи Аксайского района» - это учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы по оказанию психолого-педагогической,  медицинской и  социальной помощи  детям.

 Уставная деятельность Центра нацелена на реализацию полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Аксайский район» по организации предоставления  психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, на осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам коррекционно – развивающей, профилактической, развивающей и др. направленности.

Муниципальное  бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи Аксайского района» работает в системе образования Аксайского района с июля 2004 года.

Учредителем Центра является управление образования Администрации Аксайского района.

Право на ведение образовательной деятельности подтверждено лицензией № 5890 от 1.10.2015г..

При  Центре функционирует районная психолого-медико-педагогическая комиссия.

В деятельности специалистов Центра серьезное внимание уделяется методическому сопровождению педагогических работником образовательных учреждений.

 

Кадровое обеспечение.

Реализацию дополнительных образовательных программ осуществляют 5 квалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, из них  50% имеют высшую квалификационную категорию.

 

Уровень квалификации педагогических работников представлен в таблице 1.

 

 

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Без категории

Количество педагогов-психологов

 

 

1

Количество учителей - логопедов

1

1

 

Количество учителей - дефектологов

2

 

 

 

Педагогические работники Центра систематически повышают квалификацию, владеют современными образовательными технологиями, инновационными методами коррекционно-развивающей работы.

 

Материально-техническое и методическое обеспечение.

 

В настоящее время в Центре имеются  учебные кабинеты: 2 кабинета тренинговой и коррекционной работы, 1 сенсорная комната, 1 кабинет психологических консультаций. Для оптимального использования помещений составляются расписания занятий и  консультаций специалистов.

 

Содержание образовательной программы

 

Содержание образовательной программы направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов детей, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

Задачи дополнительных образовательных программ:

- развитие психических  процессов;

 - профилактика рискованного поведения;

- развитие эффективных коммуникативных навыков и навыков эмоциональной  саморегуляции поведения детей;

- адаптации к условиям образовательного учреждения;

- формирование социально приемлемых способов выражения своих чувств, коррекция эмоционального состояния;

- предупреждение отклоняющегося поведения (суицидального, наркозависимого),  обучение жизненно-важным навыкам;

- развитие навыков самопознания;

- коррекция поведения детей и подростков;

- коррекция логопедических нарушений;

- оказание педагогической помощи в преодолении трудностей в обучении.

 

  Реализация  программы возможна по следующими направлениями:

         -  координационное – предусматривает координацию усилий всех субъектов образовательного процесса для достижения стоящих коррекционных целей, создание в образовательном учреждении специального органа – консилиума, наделённого особыми организационными полномочиями и несущего вместе с администрацией коллегиальную ответственность за её реализацию;

         - профилактическое – направлена на организацию образовательной среды, педагогических условий жизнедеятельности слабого ребёнка в образовательном учреждении, обеспечивающих предупреждение возникновения состояний риска школьной дезадаптации, исключающих саму возможность наличия в образовательном процессе ситуаций, способных спровоцировать их развитие;                                                                                                                                                                                                                     

- диагностическое – обеспечивает своевременное выявление одарённости и трудностей у детей;

- коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;

- консультативное – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательного процесса учащимся и их родителям (законным представителям). Работа выстраивается на принципах добровольности и конфиденциальности.

 

Перечень дополнительных образовательных программ, реализуемых специалистами Центра

 

Организация образовательного процесса.

Образовательный процесс в Центре организуется в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, образовательной программой.

Занятия проводят специалисты Центра.

Образовательная деятельность в Центре осуществляется на русском языке.

Занятия проводятся по программам из перечня на основании запросов родителей (лиц, их заменяющих), результатов диагностики. Формы работы с детьми (индивидуальные или групповые занятия) определяются специалистом самостоятельно и зависят от возрастных, психологических особенностей детей и требований программы.

Комплектование групп для прохождения занятий производится в соответствии с приказом директора на основании договоров Центра с родителями (законными представителями).

Занятия проводятся по расписанию, составленному с учётом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей,  запроса детей, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей детей.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах в зависимости от возраста учащихся:

для детей-

3-4 года- 20-30мин.,

4-5 лет – 25-30 мин.,

6-7лет – 30 мин.,

7-18 лет- 45 мин.

Консультативный и диагностический прием – от 30 до 90 мин.

На основании запросов специалисты Центра могут проводить разовые тренинговые занятия. Тренинговое занятие проводится в соответствии с запросом, с согласия  родителей (законных представителей). Программа тренинга разрабатывается специалистом в соответствии с содержанием запроса.

Перерыв для отдыха детей между занятиями  - не менее 15 минут. В ходе занятий используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Занятия проводятся в свободное от посещения образовательных организаций, осуществляющих обучение по общеобразовательным программам, время.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой и группой. Количество детей в подгруппах и группах зависят от направленности программ, возраста детей. Максимальная наполняемость групп – 12 человек.

Каждый ребенок имеет право заниматься у нескольких специалистов по нескольким программам в течение учебного года.

Сроки реализации программ: от 1,5 месяцев до 9 месяцев. Продолжительность реализации программ зависит от направленности программы, возраста детей и регламентируется учебным планом.

Объем учебной нагрузки составляет от 1 до 3 часов в неделю.

Продолжительность учебного года 36 недель. Первая половина сентября - диагностические занятия, направленные на комплектование коррекционно-развивающих групп (комплектование может происходить и в течение учебного года по запросам); вторая половина мая – итоговая аттестация. Реализация программ осуществляется с 15 сентября по 15 мая.

Нерабочие праздничные дни – в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

 

Ссылка:  договор безвозмездного оказания  услуг

 

Ссылка: годовой календарный учебный график

Ссылка: учебный план

Ссылка: расписание занятий